Чтобы заказать обратный звонок,
заполните поля формы!
Мы перезвоним вам, как только получим заявку.

От общества потребления — к обществу экономии?

30/11/18

Тренд на осознанное потребление, а проще говоря — на экономию нам задают самые разные персонажи: то чиновники с «макарошками», то блогеры с личными ток-шоу формата «проживу на минимум».
Какова реальная потребительская ситуация в различных сферах экономики, разбирались эксперты бизнес-клуба Высшей школы бизнеса НГУЭУ, собравшись на ноябрьскую встречу «Продать нельзя купить: что происходит с потреблением?»

Немного погружающей в тему статистики: рост цен на товары и услуги является проблемой № 1 для россиян в 2018 году. Об этом заявили 72% участников общероссийского опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир» в октябре. Вопрос бедности и низких доходов переместился на второе место среди основных проблем общества. По данным исследования, россияне стали меньше экономить на еде и больше — на отдыхе и одежде (по сравнению с данными шестилетней давности). Число опрошенных, которые экономят деньги на покупке одежды и отдыхе, увеличилось с 17% до 25%. Половина опрошенных считает, что сейчас плохое время для совершения крупных покупок, еще больше (65%) не намерены брать кредиты, а лучшим вариантом распоряжения свободными деньгами считают создание банковских вкладов.Такова общероссийская картина. А что же в Новосибирске?
В сторону ограничений

Социологи НГУЭУ провели ежегодное исследование стратегии поведения новосибирцев в условиях кризиса. Заведующая кафедрой социологии Светлана Ильиных представила данные в динамике, сравнив результаты текущего года с исследованием 2015 года.
Три года назад респондентов просили рассказать, как они распоряжаются свободными деньгами. Выяснилось, что женщины в большей степени склонны оставлять финансовые запасы в неприкосновенности (почти 30% против «мужских» 18%). Мужчины любят рисковать: более 30% были готовы вкладывать свободные средства в приобретение недвижимости, тогда как число женщин не доходит в этой категории ответов и до 20%. Мужчины также были готовы инвестировать в технические новинки, банковские депозиты, ценные бумаги, валюту и свой бизнес, женщины же склонялись к приобретению мебели, оплате лечения и образования.

Как отдыхали новосибирцы в 2015 году? По данным исследователя, 30% опрошенных — на даче, почти 25% в качестве мест отдыха называли курортные страны, варианты «на Алтае» и «у родственников» набрали одинаково — чуть более 20%. Более чем у трети респондентов три года назад не было возможности улучшить свое материальное положение, немногим более 30% использовали любую возможность дополнительно заработать.

Изменилось ли качество жизни новосибирцев за минувшие три года? Треть респондентов в 2018 году говорит, что ничего не изменилось (35,2%), но 28,7% стали жить несколько лучше, 18% несколько хуже, стали жить намного хуже — 6,4%. Социологи предложили сравнить себя с соседями вопросом: как вы считаете, в Новосибирской области населению живется лучше или хуже, чем жителям других сибирских регионов? «Респонденты отвечают достаточно осторожно, — отметила Светлана Ильиных. — Половина считает, что по сравнению с одними регионами — лучше, с другими — хуже. Всего 7,6% говорят, что мы живем хуже, чем в других регионах. Четверть уверена, что в нашем регионе люди живут лучше».

Почти 25% респондентов, как показал опрос, хватает денег на повседневные затраты, но покупка одежды и предметов быта затруднительна. Трети опрошенных «в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг, оформлять кредит». На повседневные затраты уходит вся зарплата почти у 10%. Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи, машины, под вопросом поездки в отпуск — 21,9%. «Всего 3,2% из 1200 опрошенных говорят, что практически ни в чем себе не отказывают, — подчеркнула социолог. — Конечно, это совершеннейший минимум. Кроме того, сегодня у нас уже нет рискованных способов вложения денег, в ход идут охранительные способы поведения, поскольку сокращаются повседневные затраты — почти у 20% респондентов. Столько же сокращают расходы на развлечения. Потребление пошло в сторону ограничений».
Потребители на окраинах

Доцент, зам. декана факультета корпоративной экономики и предпринимательства НГУЭУ Елена Разомасова озвучила авторский взгляд на вопросы совершенствования развития потребительского рынка на территории Новосибирска. По мнению эксперта, валовые показатели в виде количества торговых площадей в квадратных метрах на тысячу человек, которых мы уже давно достигли, — это средняя температура по больнице. Сколько предприятий потребительских услуг должно быть? Каких? На какой территории города?

В качестве ответа Елена Разомасова предложила показатель комплектарности, представляющий собой относительный показатель оценки фактического количества объектов по отношению к идеальной модели (некого эталона, комплекта), отражающего сложившийся в городе фактический спрос. Проведенное «в поле» исследование — в конкретных районах города — выявило интересную тенденцию: «Предприятия торговли, общественного питания четко уходят в центр, но Красный проспект — не резиновый. Есть много объясняющих этот фактор моментов: доходы, платежеспособность населения, трафики. Что с этим делать? В нашем валовом региональном продукте потребительский рынок занимает весомую долю — так сложилась экономика. Именно здесь предприниматели зарабатывают свой первоначальный капитал. Я вижу предпосылки для развития потребительского рынка «от центра к периферии», а значит, помогать нужно тем, кто стремится в удаленные районы».